Основы экономической безопасности предприятия

Инновации — основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий журнал «Креативная экономика» - Издательство Креативная экономика издательство Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»cтр. Рубрика: Аннотация: В данной статье отражена роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Уделяя особое внимание влиянию инноваций на конкурентные позиции предприятия, автор выделяет жизненный цикл инновационного конкурентного преимущества и делает вывод о необходимости формирования благоприятных условий для инновационного развития предприятий. Ключевые слова: кандидат экон. Ульянова Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что инновации являются основой обеспечения конкурентоспособности на различных иерархических уровнях основы экономической безопасности предприятия системы микро- мезо- и макроуровне. В свою очередь конкурентоспособность становится определяющим фактором обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы и ее устойчивого развития. Поэтому основы экономической безопасности предприятия на инновационную модель развития — это не только государственная задача, но и реальная, объективно существующая потребность любого функционирующего в условиях рыночной экономики предприятия. Конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией Побудительным мотивом развития инновационной деятельности предприятия является, прежде всего, рыночная конкуренция. Однако многие предприятия хотят не только сохранить свои позиции на рынке, но и упрочить их, что невозможно без внедрения инновационных подходов во все сферы производственно-хозяйственной деятельности. В 30-е годы прошлого века австрийский экономист Шумпетер, являющийся основоположником теории инноваций, определил инновацию как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, послепродажного обслуживания и других сферах деятельности предприятия. С тех пор появилось большое множество определений, трактующих понятие «инноваций» с различных точек зрения. Но все они едины в том, что инновация связана с прогрессивными изменениями, направленными на повышение эффективности производства и лучшее удовлетворение общественных потребностей. Приоритетная роль среди инноваций отдается так называемым технологическим инновациям, непосредственно связанным с повышением интенсивности развития производства и обеспечением научно-технического прогресса. В последнее время наряду с технологическими инновациями все большую значимость стали приобретать нетехнологические инновации, к которым относятся инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического и другого характера, отражающие изменения в среде, обслуживающей основные производственные процессы. В конечном счете, и технологические, и нетехнологические инновации приводят к снижению затрат и повышению эффективности деятельности предприятия в целом, созданию более качественного и конкурентоспособного товара, улучшению репутации предприятия на рынке. Предприятия, первыми осваивающие эффективные инновации, однозначно получают конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. В конечном итоге их действия приводят к росту прибыли, укреплению конкурентных позиций на рынке и повышению уровня экономической безопасности. Однако следует помнить, что любое конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией, имеет свой «жизненный цикл» и является таковым, пока не становится достоянием основы экономической безопасности предприятия. С этой позиции можно выделить следующие этапы в развитии инновационного конкурентного преимущества: 1 внедрение инноваций и основы экономической безопасности предприятия формирования конкурентного преимущества;: 2 эффективное использование конкурентного преимущества, обеспеченного внедренной основы экономической безопасности предприятия 3 разрушение конкурентного преимущества конку также освоившими данную инновацию. Таким образом, в конце своего жизненного цикла инновация теряет свою привлекательность, а у основы экономической безопасности предприятия появляется потребность в получении доступа к следующей инновации, способной вновь обеспечить ему превосходство над конкурентами, причем потребность в следующей инновации появляется еще до того, как предыдущая окажется «отработанной». Поэтому для предприятия весьма важно прогнозирование периода действия конкурентного преимущества и экономическое обоснование уровня затрат на его поддержание. Устойчивость конкурентного преимущества Период действия конкурентного преимущества определяется степенью его устойчивости по отношению к действиям конкурентов. Конкурентное преимущество с низкой степенью устойчивости легко доступно конкурентам например, приближение производства к источникам сырья, более дешевой рабочей силы. Конкурентное преимущество со средней степенью устойчивости позволяет более длительный период времени удерживать лидирующие позиции на рынке за счет сложившейся репутации предприятия, использования запатентованных инновационных технологий, производства уникальной продукции. Подчеркнем, что длительный срок освоения инновации может привести к снижению ее ценности в связи с появлением новых инноваций, а это может сказаться на формировании конкурентного преимущества предприятия. Рассматривая влияние инноваций на конкурентные позиции предприятия, следует различать: — реальное конкурентное преимущество — преимущество, полученное предприятием в текущих условиях применения инноваций; — потенциальное конкурентное преимущество — преимущество, которое могло бы получить предприятие при более эффективном использовании внедренных инноваций; — стратегическое конкурентное преимущество — преимущество, на получение которого нацелено предприятие в будущем при условии постоянного совершенствования и постоянного внедрения инноваций. Вывод Инновационная активность предприятия во многом определяет его текущие и стратегические конкурентные позиции, а, следовательно, и сам факт существования на рынке. Сегодня разработку и внедрение инноваций осуществляют менее 10% от общего числа российских предприятий, недостаточна также и доля предприятий, осуществляющих инвестиции в приобретение новых знаний и технологий 11,8%. К тому же российские предприятия ориентированы, прежде всего, на заимствования готовых технологий, а не на создание новых. Одним из показателей экономической основы экономической безопасности предприятия страны является доля в экспорте высокотехнологичной продукции. В мировой практике данный показатель составляет 10-15%, а в России около 1%. Поэтому формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности предприятий, способствующих усилению конкурентоспособности и экономической безопасности как самих предприятий, так и хозяйственной системы в целом не ставится под сомнение. Ссылка для цитирования: Николаева Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ: В том числе, в кратчайшие сроки, мы проводим внутреннее рецензирование, высылаем авторские экземпляры. Журнал включен в РИНЦ. При положительном заключении рецензентов публикация осуществляется в текущем месяце. От 45 до 60 дней, договор, рецензенты, ISBN, качественная полиграфия. Другие статьи по этой тематике: Мосягин Рассмотрен вопрос о влиянии конкуренции на характер инновационной деятельности компаний. Автор показывает, что конкуренция с большей вероятностью стимулирует инновации прикладного, а не фундаментального характера. Таким образом, при отсутствии государственного вмешательства стратегии инновационной деятельности, оптимальные для компаний, способны сделать неравномерным научно-техническое и экономическое развитие и усилить риск стагнации. В современной экономике, основанной на рыночных отношениях, для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо создание инновационной структуры, отраженной на всех стадиях жизненного цикла инноваций. На данном этапе развития рынка важна четкая классификация всех групп участников инновационной деятельности с разделением их функций. Статья посвящена проблемам повышения конкурентоспособности вузовского образования на основе бенчмаркинга. Мониторинг вузов рассматривается как начальный этап аналитического бенчмаркинга, инициатором которого выступает Министерство образования и науки. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с высококачественной и сходной основы экономической безопасности предприятия цене импортной продукцией, которая, стоит отметить, неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественных основы экономической безопасности предприятия предприятий. В данных условиях инновационный вариант экономического развития Российской Федерации является безальтернативным. Освоение высоких технологий в промышленности, а также в социальной сфере, и выпуск новой наукоемкой продукции, оказание основы экономической безопасности предприятия услуг являются основополагающими условиями устойчивого экономического роста для России. Поэтому проблема инновационного основы экономической безопасности предприятия на сегодняшний день является достаточно актуальной, поскольку данный вид предпринимательской деятельности является поступательным движением вперед не только для отечественной экономики, но и для мирового сообщества в целом. В статье представлен анализ инновационной деятельности, осуществляемой в регионах Центрального федерального округа ЦФО. Выявлены активные и пассивные регионы в данной деятельности. Приведена характеристика уровня внедрения и структуры технологических инноваций. Сделаны выводы, отражающие содержание ключевых проблем развития инновационной деятельности в регионах ЦФО и определен вектор ее основы экономической безопасности предприятия.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Yana Citrinbaum

    18.10.2015

    Контроль за деятельностью СЭБ.