Задачи социальной педагогики

Социальная педагогика: пути развития Липский Опубликовано в: Мардахаев Современное развитие общества все больше акцентирует внимание к человеку, среде его обитания. Являясь уникальным существом, человек представляет собой вполне определенную целостность, признаваемую представителями многих наук. Одной из наук, исследующей человека в социальной среде его обитания, является социальная педагогика. Под ней понимается теория и практическая деятельность институтов, профессионально подготовленных специалистов по целенаправленному социальному развитию человека как личности, и, прежде всего, с особыми нуждами, восстановлению, стимулированию процесса его социализации, ресоциализации, направленные на обеспечение наиболее полной самореализации индивидуальных возможностей этого человека в социуме педагогическими средствами. Объектом социальной педагогики выступает задачи социальной педагогики в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них управления ими. Основное предназначение социальной педагогики цель - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами. Содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят задачи социальной педагогики воспитание, развитие, обучение, подготовка и др. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социально-преобразовательные и социально-образовательные. Определяя содержание, они диктуют задачи социальной педагогики выделения в социальной задачи социальной педагогики соответствующих основных ее компонентов: практического социальная педагогика как практика задачи социальной педагогики теоретического социальная педагогика как наука ; образовательного социальная педагогика как образовательный комплекс. Каждый из них имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции. Взаимосвязь основных компонентов, раскрывающих содержание и структуру социальной педагогики в целом, представлена на схеме 1. Профилактическая защитно-профилактическая Образовательные функции Формирования: системы знаний; системы эмоционально-ценностного отношения. Задачи социальной педагогики системы навыков и умения; профессионально-важных качеств; передачи системы опыта и др. Научно-образовательная деятельность Образовательный компонент как образовательный комплекс Социальная педагогика как практика. Задачи социальной педагогики отражает многообразие практической деятельности специалистов в социальной сфере педагогическими средствами. Как практика социальная педагогика имеет своим объектом конкретного человека во взаимосвязи его с социальной средой средой обитанияа предметом - социально-педагогическую деятельность субъектов институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Ее целью выступает гармонизация этого взаимодействия, всей совокупности взаимоотношений, позволяющая обеспечить наиболее полную самореализацию человека и развитие его как личности в реальных условиях среды. Такая гармонизация осуществляется по направлениям: а целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы; б воздействие взаимодействие с самим человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов. По мнению специалистов, социальная педагогика как практика реализует следующие функции: диагностическая - оценка социально-педагогических факторов социума, протекающих в нем процессов, условий жизнедеятельности и обитания человека; уровня социально выраженных его особенностей; прогностическая - социально-педагогическое прогнозирование протекания социальных процессов среды; проявление в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них среду и человека ; образовательная - подготовка переподготовка человека как специалиста, с учетом его интересов, желаний, индивидуальных возможностей и потребностей среды; адаптационная - задачи социальной педагогики человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности; коррективная - с учетом индивидуальности человека и социально-психологических потребностей среды; мобилизующая - включение человека в общую деятельность в разные ее виды ; активизация его индивидуальных возможностей как члена конкретного социума на жизнь, на самореализацию; контрольная - оценка и контроль социального поведения, стимулирование положительного самовыражения, предупреждение негативных социальных действий, которые оказываются на человека его окружением, референтной группой; реабилитационная - снятие стресса, разрядка, разгрузка, восстановление духовных и физических сил, накопление положительных эмоций и пр. В своей совокупности изложенные функции объединяются в группу социально-преобразовательных функций социальной педагогики. Задачами социальной педагогики как практики выступают: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилиза­ция; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; соци­альная пропаганда и др. Деятельность социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики воспитания и обучения - убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др. Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социальная педагогика реализуется через различные технологии, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под технологией социальной педагогики понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности. Социальная педагогика как наука. Она включает специальные педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих социально-педагогические проблемы. Объектом ее выступает социально-педагогическая деятельность субъектов институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой т. Это обусловлено тем, что наука no-преимуществу отражает процессы практики. Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей в том числе с особыми нуждами. Ее цель направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности задачи социальной педагогики практики и образовательного комплекса. Содержание социальной педагогики как науки определяется ее функциями, к основным из которых относятся: диагностическая, прогностическая, аналитическая, описательная, объяснительная, интегрирующая в своей совокупности они объединены в группу познавательных, исследовательских функций. З адачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в основные группы: исследование отечественного опыта социально-педагогической деятельности в социуме, анализ задачи социальной педагогики оценка зарубежного опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций институтов, его адаптация к условиям задачи социальной педагогики и страны в целом; развитие социальной педагогики как научной дисциплины; теоретическое обоснование задачи социальной педагогики комплекса для подготовки кадров социальной сферы. Будучи частью общепедагогической науки, социальная педагогика использует ее понятийный инструментарий, ее основные принципы и методы в целях организации и проведения научных исследований, обеспечения практической реализации. Вместе с тем, ее собственная специфика обусловливает высокую значимость методов междисциплинарных компонентов наук, на которые она опирается которые обусловливает ее функционирование. Актуальнейшей задачей социальной педагогики является определение своих собственных методов практической деятельности и социально-педагогического исследования. В общем плане социальная педагогика использует общенаучную технологию технологию научно-исследовательской деятельности. Но специфика этой отрасли знания обусловливает значительное возрастание в научной деятельности роли социально-педагогического проектирования в полном его цикле - от постановки задач до реализации проекта в конкретных типах социума на федеральном, региональном и местном уровнях. Как и другие науки социальная педагогика имеет свои методологические основы в широком смысле словак которым следует отнести знания, выполняющие по отношению к социальной педагогике методологическую функцию используемые ею в качестве ориентиров своего развития. Это - знания, вырабатываемые различными науками: социальной философией; политологией; социологией; социальной психологией; задачи социальной педагогики правом; социальной статистикой; социальным задачи социальной педагогики социальной информатикой и т. Социальная педагогика как образовательный комплекс. В нем отражается научно-образовательная деятельность людей социальной сферы. Она имеет объектом научные и научно-эмпирические знания и практический опыт в области социальной педагогики и механизм их передачи будущим специалистам. В своей совокупности объект представляет научную картину социально-педагогической деятельности во всех ее видах научно-познавательной, научно-преобразовательной и научно-образовательной. Предметом задачи социальной педагогики педагогики как образовательного комплекса является педагогический процесс подготовки специалистов социальной сферы. Ее целью выступает обеспечение качественной подготовки задачи социальной педагогики социальной сферы с учетом их профессионального предназначения, людей, призванных и способных умело строить свою работу в разнообразных сферах социума и областях жизнедеятельности человека, в том числе: практических социальных работников и социальных педагогов; социальных педагогов-исследователей и теоретиков этой науки; преподавателей социальной работы и социальной педагогики для различных структур образовательного комплекса. Задачи социальной педагогики функциями социальной педагогики в этом качестве являются: формирование системы знаний у социальных педагогов и социальных работников в соответствии с содержанием их подготовки; развитие системы навыков и умений практической работы в зависимости от специализации, сферы деятельности; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, своей деятельности, другим людям и самому себе; развитие профессионально-важных педагогических и нравственных качеств, необходимых специалисту для работы в социуме; передача отечественной и зарубежной систем опыта, накопленного в социальной работе, социальной педагогике, а также в других отраслях гуманитарного и обществоведческого знания; самообразования; самосовершенствования. По другим основаниям эти функции могут быть названы по иному, например: организационно-управленческая создание инфраструктуры профессиональной подготовки специалистов социальной сферы задачи социальной педагогики научение формирование системы знаний социального педагога в зависимости от его назначения, содержания и задачи социальной педагогики деятельности ; подготовка создание условий для овладения навыками и умениями практической деятельности по профессиональному предназначениюразвитие формирование профессионально важных качеств, необходимых социальному педагогу для эффективной деятельности ; задачи социальной педагогики и передача системы опыта способов репродуктивной и продуктивной творческой социально-педагогической деятельности; коммуникативная формирование системы эмоционально-ценностного отношения к задачи социальной педагогики миру, задачи социальной педагогики и социуму и др. Задачи образовательного комплекса определяются необходимостью обеспечения качества подготовки специалистов социальной сферы по профессиональному предназначению. К основным из них относятся: разработка модели специалиста по профессиональному предназначению и квалификационных требований к нему практических социальных педагогов, социальных педагогов-исследователей, преподавателей социально-педагогического профиля ; создание системы предметного обучения специалиста конкретной сферы социально-педагогический деятельности в установленные сроки в соответствии с социальным заказом; отбор и формирование содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов; совершенствование общей организации обучения в теоретическом и практическом планах, включающую довузовскую, вузовскую, послевузовскую, а также повышение квалификации и переподготовку; комплектование педагогических кадров для различного уровня профессиональной подготовки специалистов, а также научных кадров - исследователей социальной сферы; разработка специальной, учебной и методической литературы задачи социальной педагогики специалистов социальной сферы и учебно-образовательных учреждений и др. Содержательный образовательный компонент социальной педагогики позволяет создать общую модель задачи социальной педагогики специалиста. В ней условно выделяются следующие модули: методологический, общенаучный; теоретический; специализированный; практический. Каждый из них имеет свое содержание, обусловленное видом предстоящей деятельности, специализацией, квалификацией, сферой приложения сил и т. Содержание модулей подготовки обусловливается типами специалистов: социальный педагог-исследователь; социальный педагог - практический работник полифункционального назначения: от социального политика до работника сферы социального обслуживания населения ; социальный педагог-преподаватель, а задачи социальной педагогики областью практического предназначения специалиста: по возрасту дошкольники, подростки, взрослые люди ; по педагогической коррекции; по превентивной педагогической деятельности и пр. Образовательный комплекс реализуется через соответствующие технологии подготовки специалистов, технологии обучения. Таково содержание основных компонентов социальной педагогики. Следует различать педагогическую деятельность в социальной среде и социально-педагогическую деятельность. Педагогическая деятельность в социальной среде свидетельствует о ее педагогической направленности и месте ее практической реализации в данной социальной среде. Она не всегда выражает социально-педагогический характер. Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии конкретного задачи социальной педагогики, представителя данной среды. Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности. Это педагогическая деятельность по отношению к конкретному человеку, группе, социальной среде в интересах достижения социально-педагогических целей. Такая деятельность носит непосредственный характер - прямое воздействие на человека, группу взаимодействие с ними ; опосредованный - использование воспитательных стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр. Как правило, социальный педагог старается использовать возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия с объектом социально-педагогической деятельности. Несмотря на их различия между собой практическая, теоретическая, образовательнаясоциально-педагогическая деятельность имеет свою специфику, которую задачи социальной педагогики можно представить на схеме 2. Структура социально-педагогической деятельности Социально-педагогическая деятельность - есть проявление субъекта, реального человека со всеми его достоинствами и недостатками во взаимодействии с другим человеком - объектом также со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В процессе социально-педагогической деятельности и субъект, и объект активны. Другими словами, в социально-педагогической деятельности имеет место взаимодействие реальных людей личностей задачи социальной педагогики всеми присущими им достоинствами и недостатками, потребностями, интересами, мотивами, целями, особенностями развития и воспитания. Их взаимодействия осуществляется в реальных условиях среды, которая своеобразно воздействует на участников и результаты их деятельности: стимулирует или тормозит ее действенность. Социальный педагог субъект определяет, что он хочет добиться цель своей деятельностикак этого достичь способы достижения и практически реализует задачи социальной педагогики посредством непосредственного или опосредованного воздействия на объект взаимодействие с ним. Задачи социальной педагогики характер воздействия осуществляются через среду обитания непосредственного окружения объекта. В свою очередь объект как-то относится к воздействию, производит какие-либо адекватные действия, реакции, изменения действий и задачи социальной педагогики. Активность объекта может носить позитивный, нейтральный - стремление показать свое безразличие и даже негативный, агрессивный характер. Следует отметить, что результат социально-педагогической деятельности бывает самым разнообразным. В частности, это проявляется в серьезных положительных изменениях у объекта воздействия, небольших подвижках, а иногда и ярко выраженных негативных реакциях или действиях. Определенный отпечаток социально-педагогическая деятельность накладывает и на субъект. Он утверждается в своих возможностях, получает определенное удовлетворение, либо у него появляются сомнения, разочарования, а иногда и потеря уверенности в свои способности достигать социально-педагогические цели. Результат педагогической деятельности в социальной среде не носит скачкообразный характера. Как показывают специальные исследования, такая деятельность способствует постепенному, порой противоречивому изменению в объекте и не всегда соответствует прогнозу. Достигается планируемый результат заинтересованностью мотивациейцеленаправленностью деятельности социального педагога, его мастерством, отношением к делу, субъекту, упорным и настойчивым трудом, постепенно. Он зависит также от особенностей субъекта, его заинтересованности, отношения к педагогической деятельности, активности и времени участия в ней. Таким образом, социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Как практика она отражает научно-преобразовательную деятельность субъектов субъект-субъектов и субъект-объектов в социуме и представляет собой педагогику социальной работы, ее педагогический компонент. Как наука она является частью общей педагогической науки, изучающей научно-познавательную деятельность субъектов в социальной среде. Как образовательный комплекс она отражает научно-образовательную деятельность социальных педагогов в различных учреждениях образовательного типа на различных уровнях допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном. Социальная педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная работа предусматривает значительный объем решения социально-педагогических проблем человека. Исключительно важным аспектом выступает мобилизация самого человека, активизация его индивидуальных возможностей на самоактивизацию, самореализацию. В этом плане социальная работа использует возможности социальной педагогики: убеждает, внушает, разъясняет, побуждает, активизирует, помогает, показывает пример, настаивает и пр. Главными методами выступают убеждение, внушение. Их назначение заключается в том, чтобы социальному работнику добиться получения союзника в работе с человеком в нем самом, превращение его из задачи социальной педагогики в субъект саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Данный факт диктует необходимость специальной задачи социальной педагогики подготовки социального работника. Отсюда и высокие требования к социальному работнику с позиции его социально-педагогической компетенции: не только знать и уметь, но и его способность применять эти социально-педагогические знания, навыки и умения в работе с клиентом. Социальная работа и социальная педагогика призваны способствовать решению социальных проблем человека в реальных условиях среды своими, специфическими методами. Однако чаще всего социальные проблемы человека носят комплексный характер и требуются усилия нескольких задачи социальной педагогики различных направлений: социального работника, социального педагога, социального психолога, правоведа, медицинского работника и других. Изложенное свидетельствует о том, что специалисту социальной сферы социальному работнику и социальному педагогу требуются знания из различных областей, позволяющие ему на начальном этапе провести диагностику, общую консультацию и, главное, определить, какие специалисты нужны в первую очередь для квалифицированного решения социальной проблемы социальных проблем конкретного человека.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Геннадий Алексеев

    25.11.2015